Как запомнить знаки в тональности

Как запомнить знаки в тональностях

Музыкантам обязательно надо знать знаки в тональностях. С учётом энгармонически равных тональностей, их будет 30. Как запомнить знаки в тональностях? Какие из них диезные, а какие бемольные?

Квинтовый круг тональностей

Все тональности делятся на мажорные и минорные. Мажорная и минорная тональности с одинаковыми ключевыми знаками называются параллельными. Такие пары параллельных тональностей располагаются в порядке возрастания ключевых знаков, образуя кварто-квинтовый круг тональностей.

квинтовый круг тональностей

Почему этот круг ( на картинке выше — спираль) называется квинтовым?
Потому что тональности располагаются по квинтам: До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си-Фа#-До#=Ре♭-Ля♭-Ми♭-Си♭-Фа (мажорные) и ля-ми-си-фа#-до#-соль#-ре#-ля# = си♭-фа-до-соль-ре (минорные).

Почему образовалась спираль, а не круг? Потому что тональности, имеющие 5,6 и 7 ключевых знаков можно заменить энгармонически- равными тональностями ( звучат одинаково, а записываются по-разному). Статья про энгармонически- равные тональности здесь.

Шкала тональностей

Не обязательно располагать тональности по кругу. Тот же квинтовый шаг между тональностями можно изобразить и на шкале, которую часто называют «Градусником тональностей».

Шкала тональностей

Способы запоминания знаков в тональностях

Существует несколько способов запомнить знаки в тональностях. Какой из них выбрать — решать вам. Можете использовать все.

Выучить наизусть, как таблицу умножения

Да, просто взять и вызубрить!

До мажор и ля минор — знаков нет
Соль мажор и минор — 1 диез — фа#
Ре мажор и си минор — 2 диеза — фа# и до#
Ля мажор и фа# минор — 3 диеза — фа#, до#, соль#
Ми мажор и до# минор — 4 диеза — фа#, до#, соль#, ре#
Си мажор и соль# минор — 5 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#
Фа# мажор и ре# минор — 6 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#
До# мажор и ля# минор — 7 диезов — фа#, до#, соль#, ре#, ля#, ми#, си#

Фа мажор и ре минор — один бемоль — си♭
Си♭ мажор и соль минор — два бемоля — си♭ и ми♭
Ми♭ мажор и до минор — три бемоля — си♭, ми♭, ля♭
Ля♭ мажор и фа минор — четыре бемоля — си♭, ми♭, ля♭, ре♭
Ре♭ мажор и си♭ минор — пять бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭
Соль♭ мажор и ми♭ минор — шесть бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭
До♭ мажор и ля♭ минор — семь бемолей — си♭, ми♭, ля♭, ре♭, соль♭, до♭, фа♭

Знаки в тональностях появляются в строгом порядке! Это надо знать наизусть.

ВАЖНО: В каждой последующей тональности сохраняются знаки предыдущей тональности и добавляется еще один.
Диезы появляются в таком порядке: фа, до, соль, ре, ля, ми, си.
Бемоли появляются в обратном порядке: си, ми, ля, ре, соль, до ,фа.

Наглядный способ — по клавишам фортепиано

В этом способе запоминания вы можете сделать наклейки с цифрами на клавиши, а лучше — представить цифры в уме.

Цифры обозначают количество знаков в мажорных тональностях.

Как определить знаки в тональности по клавишам

Этим способом легко пользоваться, ведь все умеют считать «через один» и знают чётные и нечётные числа.

От клавиши До ( отмечена цифрой 0 ) следует ряд чётных чисел 2-4-6, которые обозначают, что в Ре мажоре 2 диеза, в Ми мажоре 4 диеза, в Фа# мажоре 6 диезов.

От клавиши Соль следуют нечетные числа 1-3-5-7. Они соответствуют тональностям Соль мажор — 1 диез, Ля мажор — 3 диеза, Си мажор -5 диезов, До# мажор — 7 диезов.

С бемольными тональностями то же самое. От клавиши До вниз следуют чётные числа 2-4-6. Они соответствуют тональностям Си♭ мажор -2 бемоля, Ля♭ мажор — 4 бемоля, Соль♭ мажор -6 бемолей.

От клавиши Фа располагается ряд нечётных чисел 1-3-5-7. Следовательно, в Фа мажоре 1 бемоль, в Ми♭ мажоре 3 бемоля, в Ре♭ мажоре 5 бемолей, в До♭ мажоре 7 бемолей.

Вокальный способ — пропевание количества знаков

К предыдущему визуальному способу подключаем проигрывание и пропевание количества знаков в тональностях. Получается такая незатейливая песенка.

Правой рукой играем диезные тональности и пропеваем цифры.

Левой рукой играем бемольные тональности и поём цифры.

Квинтовый круг и знаки на клавишах

Видеоурок по этой теме вы можете посмотреть здесь — время просмотра 3 минуты.

Определение знаков в диезных тональностях

Чтобы запомнить знаки в тональностях, можно использовать следующий логический способ.

ВАЖНО: В диезных тональностях последний диез является VII ступенью мажорной тональности.

Что это значит?

Допустим, надо определить знаки в тональности Ля мажор. Для этой тональности VII ступень — нота соль. Значит, надо перечислить диезы до ноты соль — фа, до, соль ( вы же уже наизусть знаете порядок появления диезов и бемолей).

Другой пример. Какие знаки в тональности Си мажор? Алгоритм вычисления тот же:
1) VII ступень в этой тональности — нота ля.
2) Перечисляем все диезы, пока не назовём ля : фа, до, соль, ре, ля.
В Си мажоре пять диезов — фа, до, соль, ре, ля диез.

Теперь обратная задача: Определите тональность по ключевым знакам.

Определить тональность по знакам

Смотрим на последний диез — это до#. Последний диез — это VII ступень в искомой мажорной тональной. До# — это VII ступень. Следовательно, какая I ступень? Правильно, это Ре мажор. Такие же знаки в параллельной тональности си минор.

Следующий пример с четырьмя диезами.

Определить тональность по знакам

Последний диез — это ре#. Значит, следующая за ре нота — ми. Искомая тональность — Ми мажор. Эти же знаки в параллельной тональности до# минор.

Пример с шестью диезами. Определите тональность по ключевым знакам.

Определить тональность по знакам

Если последний диез — это ми#, и это VII ступень гаммы, то какая ступень будет I? Только не говорите, что фа. Посмотрите на клавиатуру. Ми# и фа — это одна и та же клавиша. Не может быть VII ступень на одной клавише с I ступенью. Вспомните, между VII и I ступенями должно быть расстояние полутон. Следовательно, если VII ступень — нота ми#, то I ступень — фа#. Значит, это тональность Фа# мажор. Эти же знаки в её параллельной тональности ре# минор.

Определение знаков в бемольных тональностях

ВАЖНО: В бемольных тональностях предпоследний бемоль и есть сама тональность.

Это правило распространяется на мажорные тональности. Знаки в минорных тональностях вычисляются по параллельным мажорным.

Например, надо определить знаки в тональности Ля♭ мажор. Перечисляем бемоли по порядку их появления (вы уже точно знаете этот порядок наизусть). Перечисляем до тех пор, пока не встретим имя тональности Ля♭: си♭, ми♭, ля♭ (вот он!) и ещё один — ре♭. Таким образом, в Ля♭ мажоре четыре бемоля — си, ми, ля, ре.

Ещё пример. Определите знаки в тональности Ре♭ мажор. Алгоритм действий:
1) Перечисляем бемоли, пока не встретим ре♭
2) Плюс один бемоль
В Ре♭ мажоре такие бемоли при ключе: си, ми, ля, ре, соль.

Теперь обратная задача. Определить тональность по ключевым знакам.

Определение знаков в бемольных тональностях

Смотрим на предпоследний бемоль — ми♭. Это и есть сама тональность — Ми♭ мажор. Эти же знаки в параллельной тональности до минор.

Следующий пример в шестью бемолями при ключе. Какая это тональность?

Определение знаков в бемольных тональностях

Предпоследний бемоль — соль. Значит, это тональность Соль♭ мажор или её параллельная тональность ми♭ минор.

ВАЖНО: Исключением из правила является тональность Фа мажор, в которой имеется один знак при ключе — си♭. Запомните её! И её параллельную тональность ре минор с таким же знаком при ключе.

Определение тональности по знакам

Заключение

Все правила, по которым определяются знаки в тональностях, работают для мажорных тональностей. Чтобы определить знаки в минорной тональности, надо ориентироваться по параллельной мажорной тональности.

Пары параллельных тональностей надо знать наизусть. Они являются подсказкой в определении принадлежности тональности к диезным или бемольным.

Многие тональности содержат в названии диез или бемоль. Например, тональность фа# минор. Разумеется, она и её параллельная тональность Ля мажор относятся к диезным тональностям. Или тональность Ми♭ мажор. Она и ее параллельная тональность до минор относятся к бемольным тональностям.

Если же в названии параллельных тональностей нет указания на диез или бемоль, то просто запомните эти тональности! Их всего несколько пар:

До мажор и ля минор — нет знаков
Соль мажор и ми минор — один знак — фа#
Ре мажор и си минор — два знака — фа# и до#
Фа мажор и ре минор — один знак — си♭

Чтобы запомнить знаки в тональностях, используйте все предложенные способы. Вскоре вы запомните все тональности и не будете испытывать затруднений в этом вопросе.

Похожие статьи
Top