Одно из самых распространенных заданий в сольфеджио — построить интервал от ноты. Почему так важно знать и понимать интервалы?
Таблицы всех интервалов приведены ниже.
Вы также можете потренироваться в Определении интервалов на слух.
Таблица интервалов, построенных от ноты вниз, находится в статье «Интервалы от ноты вниз«.
Содержание статьи
Что такое интервалы в музыке?
Интервал — это расстояние между любыми двумя нотами. Это — как отрезок в геометрии — есть точка А и точка Б, расстояние между ними такое-то.
На картинке изображены четыре интервала (отрезка) — до#-ре#, до-ля♭, ми-ля, си-до.
Из интервалов состоит любая мелодия. Каждые две последовательные ноты отстоят друг от друга на какой-то интервал. Например:
Вот, например, выше приведенная мелодия, состоит из интервалов: м.6-м.2-м.3+м.2-б.2-б.2-м.2+м.2-м.3+ч.5-б.3-м.2+ч.1. Знаками плюс и минус обозначено направление интервалов — вверх или вниз.
Интервалы являются своеобразными «кирпичиками», из которых строится мелодия.
Из чего состоят интервалы
Интервалы бывают узкие и широкие. Если отрезок в математике измеряется в сантиметрах или миллиметрах, то интервалы измеряются тонами или полутонами.
Вот, например, все интервалы от ноты До.
Цифрами отмечены полутоны, из которых состоят интервалы:
Название интервала | Обозначение | Количество тонов | Количество полутонов | От ноты До |
Прима | ч.1 | 0 | 0 | до-до |
Малая секунда | м.2 | 0,5 | 1 | до-реb |
Большая секунда | б.2 | 1 | 2 | до-ре |
Малая терция | м.3 | 1,5 | 3 | до-миb |
Большая терция | б.3 | 2 | 4 | до-ми |
Чистая кварта | ч.4 | 2,5 | 5 | до-фа |
Тритоны | ув.4, ум.5 | 3 | 6 | до-фа#, до-сольb |
Чистая квинта | ч.5 | 3,5 | 7 | до-соль |
Малая секста | м.6 | 4 | 8 | до-ляb |
Большая секста | б.6 | 4,5 | 9 | до-ля |
Малая септима | м.7 | 5 | 10 | до-сиb |
Большая септима | б.7 | 5,5 | 11 | до-си |
Чистая октава | ч.8 | 6 | 12 | до-до (через октаву) |
Если интервалы измерять целыми тонами, то получится цифра в два раза меньшая, чем количество полутонов. Ведь тон состоит из двух полутонов.
Количественная и качественная сторона интервалов
Определение качественной и количественной стороны интервалов придумали музыковеды -теоретики. И вам теперь из-за них надо запомнить что это означает.
Так вот, количественная сторона интервалов — это их имя — прима (1), секунда (2), терция (3), кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7), октава (8). А имя интервала обозначает количество ступеней, составляющих интервал.
Качественная сторона интервалов — это их размер — малые, большие, уменьшённые, увеличенные, чистые. Качество интервала измеряется тонами и полутонами.
Один и тот же интервал, например, секунда (в ней 2 ступени), может быть малой, большой, увеличенной, уменьшённой, и даже дважды увеличенной и дважды уменьшённой. То есть, при сохранении количества ступеней, изменяется количество полутонов в интервале, меняя его качество.
В приведённой выше секунде количество ступеней не изменяется, их постоянно две — до и ре. А качество интервала меняется путём изменения полутонов, знаков альтерации.
Интервалы от всех нот
Здесь вы найдёте все интервалы, построенные от любой клавиши вверх. Чтобы построить интервалы от ноты вниз, просто примените правило обращения интервалов.
Например, вам надо построить все интервалы вниз от ноты Фа#. Запишите ноту фа# на октаву выше, все остальные ноты остаются на месте. Подпишите интервалы от ч.8 до ч.1. Если вам нужна последовательность от ч.1 до ч.8, запишите в требуемом порядке.
Таблица всех интервалов от ноты вниз находится в статье «Интервалы от ноты вниз».
Интервалы от белых клавиш
При построении интервалов, их можно записывать двумя способами — в мелодическом виде (нота за нотой, в последовательном звучании), как в примерах от белых клавиш. А также в гармоническом виде (нота над нотой, в одновременном звучании), как в примерах от диезных и бемольных нот.
Если вы еще не проходили интервалы тритоны (ув.4 и ум.5), то не пишите их, выполняя домашнее задание.