Как только вы научились подбирать на инструменте любимую песню или мелодию, вам захочется сыграть ее с аккордами. Как подобрать аккорды к мелодии так, чтобы они сделали мелодию богаче и ярче? Какие аккорды брать, чтобы они были созвучны с мелодией?
Содержание статьи
Гармонизация мелодии
Гармонизация мелодии — это и есть подбор подходящих аккордов. Обычно для гармонизации применяют трезвучия и септаккорды.
Трезвучия — это аккорды, состоящие из трех звуков, расположенных по терциям.
Септаккорды — это аккорды, состоящие их четырех звуков, расположенных по терциям.
Вот, например, трезвучие и септаккорд от ноты соль:
Для начинающих музыкантов, конечно, лучше начинать с подбора трезвучий. Трезвучия более простые аккорды, чем септаккорды. Когда вы приобретете достаточный слуховой и игровой опыт, вы сами почувствуете где можно заменить трезвучие септаккордом.
Итак, какие же трезвучия подходят к заданной мелодии? Как правило, это всего лишь — три аккорда.
Три аккорда
Три аккорда — это главные трезвучия лада. К ним относятся трезвучия, построенные на I. IV и V ступенях. Они называются Тоническое трезвучие (Т53), Субдоминантовое трезвучие (S53) и Доминантовое (D53).
Чтобы найти главные трезвучия — основные три аккорда — надо определить тональность, в которой написана та или иная мелодия. Как определить тональность музыкального произведения, можно почитать в статье.
Например, надо гармонизовать известную мелодию «Bella ciao» — «Прощай, красавица». Это народная итальянская песня, которую пели участники Сопротивления. Уж не знаю почему в учебнике Г.Фридкина «Чтение с листа» (с.57) она адаптирована для пионеров.
. Итак, вы определили тональность мелодии — фа# минор. Теперь надо выписать на нотном листе главные трезвучия в этой тональности.
ВАЖНО! Не забывайте, что в минорных тональностях аккорд D используется в гармоническом виде, т.е. c VII повышенной ступенью.
Подбираем аккорды к мелодии
Теперь ваша задача проанализировать мелодию и определить, в состав каких аккордов входит та или иная нота. Конечно же, подбирать аккорд к каждой ноте не надо. Аккорды берутся в определенной ритмической пульсации. В мелодии «Bella ciao» достаточно играть по два аккорда в такте — на 1 и 3 долях.
Мелодия начинается из-за такта. Затакт не гармонизуется. Посмотрите на 1 такт. Все ноты, кроме последней соль#, входят в состав тонического трезвучия фа#-ля-до#. Поэтому, смело ставим там тоническое трезвучие (Т53). Во 2, 3, 4 тактах тоже подходит аккорд фа#-ля-до#:
Теперь надо проверить на слух как звучит:
Звучит всё вполне прилично, спокойно, звуки мелодии и аккордов созвучны между собой.
После знака ферматы и цезуры начинается второе предложение ( с 5 такта). Здесь происходит смена гармонии, так как нота ре принадлежит уже другому аккорду. Посмотрите, какому?
Да, конечно, нота ре входит в состав аккорда субдоминанты си-ре-фа# (S53). В 6 такте на ноте до# возвращаемся к тоническому аккорду фа#-ля-до#. В 7 такте ноты соль# и до# принадлежат доминантовому трезвучию до#-ми#-соль# (D53). На ноте фа# в 8 такте — возвращение к Т53.
Далее, после знака цезуры идёт третье предложение, которое повторяет второе предложение. Аккорды — те же самые:
Проверяем на слух, всё ли звучит гармонично:
Все аккорды гармонично звучат с мелодией. На этом можно было бы и закончить гармонизацию мелодии.
Но в левой руке аккорды далеко располагаются друг от друга. Например, в последовательности T53 — S53 или T53 — D53 приходится прыгать по клавиатуре, чтобы сыграть эти аккорды.
Чтобы избежать таких «прыжков», применяют обращения трезвучий. Подробно об обращениях можно почитать в этой статье.
Обращения трезвучий помогают избежать скачков в аккордах и сыграть их в плавном голосоведении, что всегда легче для исполнения.
Обращение аккордов для плавного голосоведения
Итак, мы применили трезвучия в основном виде. При их соединении образуются скачки в голосоведении. В таком расположении эти трезвучия играть неудобно.
При использовании обращений трезвучий голосоведение становится плавным и удобным для игры и пения.
Теперь попробуем заменить аккорды S53 и D53 на их обращения — S64 и D6:
Давайте послушаем! Отличается ли звучание от предыдущего варианта?
Ну, что ж, играть стало гораздо удобнее. Слышите по звучанию?
ВАЖНО! Советую вам всегда применять обращения трезвучий при гармонизации мелодий.
В этой статье мы не говорили о фактуре, в которой можно исполнять аккорды. Это отдельная тема разговора. Поэтому пока поучитесь играть аккорды в основном виде, что называется «столбами». А приобретя некоторый опыт, ваши пальцы и слух сами захотят применить какую-то подходящую фактуру, которая сделает звучание песни более интересным.
Удачи!