Что такое энгармонически равные тональности?
Энгармони́зм (от др.-греч. ἐν- «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей.
Содержание статьи
Как образовались энгармонически равные тональности
Знаки альтерации позволяют назвать одну и ту же ноту разными именами. Например, клавиша до# также может быть названа ре♭, ре# совпадает с ми♭. Ми# звучит так же, как фа, а до♭ — так же, как си. Это явление в теории музыки называется энгармонизмом.
Таким образом появились тональности, которые звучат одинаково, а записываются по-разному.
Какие тональности относятся к энгармонически равным
В квинтовом круге тональностей можно увидеть, что тональности с 5, 6, 7 знаками являются энгармонически равными.
К энгармонически равным относятся тональности:
Си мажор и До♭ мажор
Фа# мажор и Соль♭ мажор
До# мажор и Ре♭ мажор
соль# минор и ля♭ минор
ре# минор и ми♭ минор
ля# минор и си♭ минор
Это пары взаимно-равных тональностей, в которых диезы могут быть заменены бемолями, и наоборот. Энгармонизм очень удобно использовать при модуляции в далёкие тональности.
Обратите внимание, что сумма диезов и бемолей в этих парах тональностей равна всегда 12.
Произведения с семью знаками при ключе
Если на уроке по специальности вам предложат сыграть гамму До# мажор, конечно, вы мысленно пожмёте плечами, а потом представите себе Ре♭ мажор, и спокойно исполните эту гамму. Это же логично, зачем думать о семи диезах при ключе (До# мажор), если их можно заменить на пять бемолей (Ре♭ мажор).
Однако, композиторы придерживаются другого мнения. Некоторые произведения написаны именно в тональностях с семью ключевыми знаками.
Например, Прелюдия и фуга До# мажор из I тома ХТК И.С.Баха:
Ф.Шопен. Контрданс Соль♭ мажор имеет среднюю часть в До♭ мажоре:
Романс П.Чайковского «Колыбельная», написан в ля♭ миноре. На просьбу друзей и исполнителей заменить тональность ля♭ минор на равную ей соль# минор, Чайковский отвечал, что эти тональности звучат совсем по-разному.
Вот вы представьте себе… Соль# минор — это повышенная тональность соль минор. Конечно, она звучит возвышенно, звонко, прозрачно… А ля♭ минор — это пониженная тональность ля минор. Она воспринимается, как приглушённая, подавленная, хмурая. Это различие между соль# и ля♭ можно услышать на струнных инструментах или в вокальном исполнении:
Ну, и осталась последняя тональность — ля# минор. Вот с ней-то получилось большое затруднение. Произведений, написанных в ля# миноре практически нет! Нам удалось разыскать две прелюдии немецкого композитора Иоганна Христиана Генриха Ринка, жившего на рубеже 18-19 веков.
Послушайте, как красиво звучит эта редкая тональность ля# минор с семью диезами при ключе:
Если вам известны произведения, написанные в ля# миноре, напишите нам, мы будем рады!