Энгармонически равные тональности

Энгармонически равные тональности

Что такое энгармонически равные тональности?

Энгармони́зм (от др.-греч. ἐν- «в» + ἁρμονία «гармония») — совпадение по высоте различных по написанию звуков, интервалов, аккордов, тональностей.

Как образовались энгармонически равные тональности

Знаки альтерации позволяют назвать одну и ту же ноту разными именами. Например, клавиша до# также может быть названа ре♭, ре# совпадает с ми♭. Ми# звучит так же, как фа, а до♭ — так же, как си. Это явление в теории музыки называется энгармонизмом.

Таким образом появились тональности, которые звучат одинаково, а записываются по-разному.

Какие тональности относятся к энгармонически равным

В квинтовом круге тональностей можно увидеть, что тональности с 5, 6, 7 знаками являются энгармонически равными.

Энгармонически равные тональности

К энгармонически равным относятся тональности:

Си мажор и До♭ мажор
Фа# мажор и Соль♭ мажор
До# мажор и Ре♭ мажор

соль# минор и ля♭ минор
ре# минор и ми♭ минор
ля# минор и си♭ минор

Это пары взаимно-равных тональностей, в которых диезы могут быть заменены бемолями, и наоборот. Энгармонизм очень удобно использовать при модуляции в далёкие тональности.

Обратите внимание, что сумма диезов и бемолей в этих парах тональностей равна всегда 12.

Произведения с семью знаками при ключе

Если на уроке по специальности вам предложат сыграть гамму До# мажор, конечно, вы мысленно пожмёте плечами, а потом представите себе Ре♭ мажор, и спокойно исполните эту гамму. Это же логично, зачем думать о семи диезах при ключе (До# мажор), если их можно заменить на пять бемолей (Ре♭ мажор).

Однако, композиторы придерживаются другого мнения. Некоторые произведения написаны именно в тональностях с семью ключевыми знаками.

Например, Прелюдия и фуга До# мажор из I тома ХТК И.С.Баха:

Бах. Прелюдия и фуга До-диез мажор

Ф.Шопен. Контрданс Соль♭ мажор имеет среднюю часть в До♭ мажоре:

Шопен. Контрданс Соль-бемоль мажор

Романс П.Чайковского «Колыбельная», написан в ля♭ миноре. На просьбу друзей и исполнителей заменить тональность ля♭ минор на равную ей соль# минор, Чайковский отвечал, что эти тональности звучат совсем по-разному.

Вот вы представьте себе… Соль# минор — это повышенная тональность соль минор. Конечно, она звучит возвышенно, звонко, прозрачно… А ля♭ минор — это пониженная тональность ля минор. Она воспринимается, как приглушённая, подавленная, хмурая. Это различие между соль# и ля♭ можно услышать на струнных инструментах или в вокальном исполнении:

Чайковский. Колыбельная ля-бемоль минор

Ну, и осталась последняя тональность — ля# минор. Вот с ней-то получилось большое затруднение. Произведений, написанных в ля# миноре практически нет! Нам удалось разыскать две прелюдии немецкого композитора Иоганна Христиана Генриха Ринка, жившего на рубеже 18-19 веков.

Послушайте, как красиво звучит эта редкая тональность ля# минор с семью диезами  при ключе:

Если вам известны произведения, написанные в ля# миноре, напишите нам, мы будем рады!

Похожие статьи
Top